Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 15.07.2015 № 305-З (далее – Закон) коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.
В соответствии со статьей 16 Закона государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета
в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17 – 20 Закона, а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного статьей 21 о Закона, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание такого обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами.
В случае изменения служебного положения государственного должностного лица, которое повлияло на объем возложенных на него настоящим Законом ограничений, этим лицом дается новое обязательство.
Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации за неисполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению письменного обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами.
- Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц
В статье 17 Закона указаны ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц.
Государственное должностное лицо не вправе:
- заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через иных лиц, оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение;
- быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
- совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать без указанного согласования совершение таких сделок иным должностным лицам;
- совершать от имени организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, в нарушение порядка, установленного законодательными актами о хозяйственных обществах, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества которых или аффилированными лицами которых в соответствии с законодательными актами о хозяйственных обществах являются его супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, а также с индивидуальными предпринимателями, являющимися его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, а равно поручать совершение таких сделок иным должностным лицам;
- принимать участие лично или через иных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Законом, иными законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
- иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами;
- выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов), использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также физических лиц, если это расходится с интересами государственной службы;
- принимать имущество в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью седьмойнастоящей статьи;
- осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии
с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров; - использовать в личных и иных внеслужебных интересах средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа, иной государственной организации, организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, предоставленные государственному должностному лицу для исполнения служебных (трудовых) обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами и постановлениямиСовета Министров Республики Беларусь, а также полученную при исполнении служебных (трудовых) обязанностей информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
Гражданские служащие, сотрудники Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, а также руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством выполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.
Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой - третьей и шестой настоящей статьи, привлекается к ответственности в соответствии с законодательными актами.
Лица, приравненные к государственным должностным лицам, супруг (супруга), близкие родственники или свойственники государственного должностного или приравненного к нему лица не вправе:
- принимать в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью седьмойнастоящей статьи;
- осуществлять поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы служебной (трудовой) деятельности государственного должностного или приравненного к нему лица, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров.
Законодательными актами для государственных должностных и приравненных к ним лиц могут быть установлены иные ограничения.
- Правонарушения, создающие условия для коррупции
Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются:
- вмешательство государственного должностного лица в деятельность должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте;
- оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
- использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
- участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
- использование государственным должностным или приравненным к нему лицом в в личных и иных внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
- отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
- требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
- нарушение государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию;
- создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
- делегирование государственным должностным лицом полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами;
- нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок;
- требование государственным должностным или приравненным к нему лицом предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом порядка ее предоставления, получения и использования, установленного актами законодательства.
Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.
- Коррупционные правонарушения
Коррупционными правонарушениями являются:
- вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством оплаты труда;
- предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;
- действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;
- незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем, пятом и двенадцатом;
- принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущества или получение другой выгоды в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью седьмой статьи 17 Закона;
- осуществление государственным должностным или приравненным к нему лицом поездки за счет физических и (или) юридических лиц, отношения с которыми входят в вопросы его служебной (трудовой) деятельности, за исключением следующих поездок: служебных командировок; по приглашению супруга (супруги), близких родственников или свойственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и органами иностранных государств за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;
- передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами;
- использование государственным должностным лицом в личных и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для исполнения служебных (трудовых) обязанностей имущества государственного органа, иной государственной организации, организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, если это не предусмотрено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;
- использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, займа, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества;
- хищение, в том числе мелкое, путем злоупотребления служебными полномочиями.
Совершение указанных правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.
- План работы комиссии по противодействию коррупции
УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания комиссии
по противодействии коррупции от 24.03.2025 № 1План работы комиссии по противодействию коррупции
в учреждении здравоохранения «6-я городская клиническая больница» на 2025 год
№ п/п Наименование мероприятий Ответственные
за исполнениеСрок исполнения Отметка об исполнении 1. Рассмотрение материалов по фактам выявленных нарушений требований законодательства, подлежащих передаче в правоохранительные органы для дачи правовой оценки комиссия
по противодействию коррупциипо мере выявления фактов нарушений 2. Рассмотрение информации, поступающей
из государственных органов, осуществляющих борьбу
с коррупцией, а также из иных источников информации
о нарушениях работниками учреждения здравоохранения «6-я городская клиническая больница» (далее – Больница) законодательства о борьбе с коррупциейкомиссия
по противодействию коррупциипо мере поступления 3. Анализ обращений граждан и юридических лиц на предмет наличия информации о фактах правонарушений, создающих условия для коррупции, коррупционных проявлений, коррупционных рисков в Больнице заместитель главного врача по медицинской экспертизе
и реабилитации, заместитель главного врача по безопасности, режиму
и кадрампостоянно,
заслушивание отчета
в 3 квартале 2025 г.4. Рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов, а также внесения соответствующих предложений главному врачу Больницы комиссия
по противодействию коррупциипо мере выявления 5. Взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции заместитель главного врача по безопасности, режиму
и кадрам,начальник юридического отдела
в течение года 6. Рассмотрение предложений граждан и юридических лиц
о мерах по противодействию коррупциикомиссия
по противодействию коррупциипо мере поступления информации 7. Проведение разъяснительной и идеологической работы
в Больнице, направленной на профилактику коррупционных правонарушений и возникновение коррупционных рисковзаместители главного врача, руководители структурных подразделений постоянно 8. Проведение обучающих семинаров по вопросам противодействия коррупции с привлечением сотрудников органов, осуществляющих борьбу с коррупцией заместитель главного врача по безопасности, режиму
и кадрам,начальник юридического отдела
в течение года 9. Проведение анализа оценки качества проведения медицинских экспертиз в Больнице заместитель главного врача по медицинской экспертизе
и реабилитации2 квартал
2025 г.10. Обеспечение надлежащего контроля за трудовой дисциплиной работников Больницы, а также
за соблюдением пропускного и внутриобъектового режима, действенный контроль явки на работу всех работников, соблюдения работниками режима рабочего временикомиссия по трудовой
и исполнительской дисциплине, руководители структурных подразделений, заместитель главного врача
по безопасности, режиму
и кадрампостоянно 11. Рассмотрение материалов, содержащих информацию
о нарушениях работниками Больницы антикоррупционного законодательства, применение к ним мер дисциплинарной ответственности вплоть
до освобождения от занимаемой должности, устранение нарушений, их последствий, а также причин
и условий, способствующих совершению указанных нарушений. Выполнение поручений (требований, изложенных в представлениях) государственных органов по предотвращению правонарушений, создающих условиядля коррупции и коррупционных правонарушений.
комиссия
по противодействию коррупциипри поступлении материалов 12. Анализ соблюдения законодательства при проведении процедур закупок товаров, работ (услуг) в Больнице начальник юридического отдела 3 квартал
2025 г.13. Анализ установления стимулирующих выплат работникам Больницы начальник планово-экономического отдела 4 квартал
2025 г.14. Анализ состояния дебиторской задолженности (в том числе просроченной), причин ее образования, а также полноты принимаемых мер по ее взысканию главный бухгалтер 3 квартал
2025 г.15 Внесение главному врачу предложений о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции,
и коррупционных правонарушенийкомиссия
по противодействию коррупциив течение года 16. Рассмотрение предложений в план работы комиссии
по противодействию коррупции в Больницекомиссия
по противодействию коррупцииноябрь
2025 г.17. Рассмотрение предложений в план мероприятий комиссии
по противодействию коррупции в Больницекомиссия
по противодействию коррупцииноябрь
2025 г.18. Подведение итогов работы по противодействию коррупции за 2025 год, рассмотрение предложений в план работы комиссии, а также в план мероприятий
по противодействию коррупции в Больнице на 2026 год, утверждение указанных плановкомиссия
по противодействию коррупциидекабрь
2025 г.- Анонимное анкетирование в целях предупреждения коррупции
- Основные нормативные правовые акты, регулирующие работу по борьбе с коррупцией
- Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 №305-3 «О борьбе с коррупцией»;
- Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
- Уголовным кодексом Республики Беларусь;
- Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях;
- Трудовым кодексом Республики Беларусь;
- Законом Республики Беларусь от 14.06.2003 «О государственной службе в Республике Беларусь»;
- Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»;
- Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 «Об основах административных процедур»;
- Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
- Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 № 644 «Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией»;
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»;
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2016 № 19 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц»;
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.06.2017 № 445 «Об утверждении перечня сложных и многоступенчатых административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении граждан (кроме индивидуальных предпринимателей)»;
- другими нормативными правовыми актами